Применительно к бизнесу специалисты различают внутреннюю или внешнюю геймификацию. Кратко остановимся на обеих.
Внешняя
Применяется для взаимодействия с потенциальными клиентами. Суть в том, чтобы вовлечь последних в игру, где они получат приятные эмоции и в результате сделают заказ или станут лояльнее к бренду. Она бывает следующих видов:
- Структурная. Игрофикация касается исключительно структуры подачи материала либо маршрута, пройдя по которому клиент превращается из новичка в постоянного. Этот вариант вовлекает покупателя в бренд, стимулирует его на более тесное знакомство и внимательное изучение контента. Так, за прочтение статьи на сайте компании потенциальный покупатель приобретает новый клиентский статус.
- Контентная. Игрофицируется лишь содержание бренда (генерируемый контент). В статьях на внутреннем сайте прячут различные секретные послания, так называемые пасхалки. Клиенты, нашедшие их, получают подарки.
- Цифровая. Выполняется игрофикация программного обеспечения и приложений, используемых покупателями для взаимодействий с брендом.
- Аналоговая. Используются знаки отличия. Это может быть карта постоянного клиента, дизайнерский абонемент.
Внутренняя
Геймификация персонала ориентируется на сотрудников фирмы. В первую очередь «Команданте» нацелено именно на эту разновидность. Она необходима, если:
- Требуется повысить уровень удовлетворенности и лояльности работников.
- Наблюдается высокая текучка кадров. Устоявшиеся коллективы более эффективны. Элементы игры вносят в рабочие процессы соревновательный дух, повышая вовлеченность людей, что позволяет предотвратить потерю ценных кадров.
- Затягивается адаптация новичков. Если человек испытывает сложности с привыканием к новой деятельности, он не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности. Исправить ситуацию помогают интеллектуальные тимбилдинги, квесты и соревнования.
- Отсутствует обмен опытом. Новые работники быстрее осваивают навыки, необходимые для решения задач, если есть условия для постоянного обмена знаниями и опытом. Игровые механизмы с призами и подарками мотивируют более опытных членов коллектива записывать видеоуроки, создавать полезные инструкции и гайды для новичков, исполнять роль наставника.
- Коллектив разобщен. Квесты для сотрудников и другие активности помогут сплотить коллег, сделают их совместную работу более эффективной.
Игрофикация позволяет эффективно решать руководителям различные управленческие вопросы внутри компании с большим количеством молодых сотрудников-миллениалов. Остановимся подробнее на некоторых из них:
- Стимулирование персонала повышать свои знания и компетенции. Внедрение game-моделей облегчает управление персоналом. В частности, оно делает обучение более интересным и продуктивным. Game-инструменты помогают работникам при освоении новых технологий. Для этих целей эффективны компьютерные симуляторы, VR- и AR-реальность. Кроме того, при онлайн-обучении люди получают награды за достижения и наглядно видят свой прогресс.
- Отслеживание производительности. Каждый сотрудник компании получает «звезды» по результатам количества обслуженных заказов. В конце месяца он обменивает их на «плюшки», например, на право выбора смены. Другой вариант – использование специального приложения, чтобы мотивировать подчиненных качественнее обслуживать посетителей. Оно позволяет каждому специалисту отслеживать, сколько чеков он закрыл за конкретный период, размер заработанных бонусов и позицию, занимаемую в рейтинге. Сотрудники, оказавшиеся в топе, получают дополнительные отгулы, премию и прочие виды вознаграждения.
- Повышение продаж. Чтобы мотивировать сотрудников отдела продаж, подойдет активность, в которой за каждый проданный товар сейлзы получат ресурс, позволяющий выйти на следующий уровень. Например, коллеги становятся членами космической команды «Продажники», она борется с тремя уровнями «зла» – планом продаж по организации, региону, торговой точке. Для любого действия, например, зарядки аккумулятора космолета, выстрела по врагу из лазерной пушки, «продажникам» требуются очки. Их зарабатывают в реальности, продавая конкретный товар. Причем количество баллов зависит от стоимости товара. Кроме прочего, игровые элементы, применяемые для повышения продаж, стимулируют работников постоянно заниматься совершенствованием своих знаний, в том числе, участвуя в вебинарах или читая полезные книги.
- Повышение мотивации. Компания использует собственную «валюту». Каждую неделю ее начисляют за проявление инициативы, поиск багов, помощь коллеге и другие добрые дела. Каждая монетка конвертируется в один item, равный одному снеку из автомата (напиток, батончик). Благодаря такой системе поощрений повышается мотивация сотрудников выходить за пределы рутинных задач.
- Улучшение качества продуктов. Например, между отделами проводится соревнование на выявление ошибок перевода на страницах мультиязычного сайта или багов в ПО. Специалисты победившего отдела получают награды.
- Ускорение адаптации новичков. По правилам стажеры, прошедшие обучение, применяют полученные навыки на рабочем месте в реальных условиях и проходят квесты в команде с опытными коллегами.
- Повышение эффективности хантинга. С помощью игры отсеиваются кандидаты. После подачи заявки они выполняют задания, и только те, кто добрался до определенного уровня, получают приглашение на собеседование. Еще один кейс оптимален для привлечения юных талантов в организацию, занимающуюся обеспечением кибербезопасности. Молодым соискателям предлагают собрать сложный паззл. В результате они получают секретный код – телефонный номер отдела рекрутинга.
- Улучшение микроклимата в коллективе и укрепление командного духа. Проведение квестов и спортивных состязаний сплачивает коллег и настраивает на достижение целей уже в реальной работе.
- Построение и развитие корпоративной культуры. С помощью квеста легче рассказать о ценностях и миссии фирмы, а применение game-валюты для выражения благодарности коллеге улучшает отношения.
Если говорить о рынке сбыта и взаимодействии с целевой аудиторией, то с помощью игр компании:
- привлекают и удерживают заказчиков
- повышают их осведомленность о бренде
- собирают и анализируют данные о потребителях
- укрепляют эмоциональную связь с брендом
- увеличивают продажи
- повышают лояльность.
Как увеличить мотивацию и вовлечение сотрудников
Традиционные подходы работают плохо или совсем не работают по отношению к персоналу из возрастной группы от 18 до 27 лет. Ее представителей легче заинтересовать соревновательным компонентом, предлагая проходить этапы, выполнять задания, улучшать уровень и получать за это поощрения. В связи с этим многие корпорации, такие как Яндекс, Google, Yota, используют game-модель для проработки вовлеченности сотрудников. Она полезна при работе не только с молодежью, но и с более опытными членами коллектива. Хотя они долгие годы обходились без подобных нововведений и могли бы делать это и дальше, однако доказано, что использование игровых элементов повышает эффективность их деятельности.
Геймификация базируется на следующих принципах:
- Вознаграждение. В любых играх обязательно наличие призов и подарков, так как это мотивирует заказчиков или коллег. Вознаграждение бывает материальным или нематериальным. Рекомендуем использовать «плюшки», вызывающие положительные эмоции, которые служат знаком эксклюзивности и (или) отличия.
- Элемент неожиданности. Активность интересна, если она непредсказуема. Для удержания внимания наши сценаристы включают в сюжет внезапные повороты. Для эффективной геймификации предусматриваем возможность выбора вариантов развития игры или вознаграждения.
Примеры успешной геймификации через тимбилдинг
Тимбилдинг для сотрудников – отличная платформа для внедрения игровых моделей. Возможно использование следующих форматов:
- Квесты и эскейп-румы. Организация корпоративных мероприятий в формате квестов или эскейп-румов позволяет решать задачи, связанные с реальными кейсами. Это помогает развивать навыки критического мышления и командной деятельности.
- Ролевые игры. Проведение активностей, имитирующих рабочие ситуации, помогает членам коллектива лучше понять рабочие процессы и развить навыки взаимодействия с клиентами.
- Виртуальные соревнования. Использование онлайн-платформ для проведения виртуальных соревнований между отделами или филиалами способствует повышению командного духа и мотивированности сотрудников.
- Тренинги. Внедрение game-элементов в корпоративные тренинги делает процесс обучения более увлекательным и эффективным.
- Тимбилдинг в помещении с использованием настольных игр. Проведение мероприятий с настолками, моделирующими бизнес-процессы, помогает людям лучше понять свою роль в достижении общих целей.
Геймификация в тимбилдинге выполняется по следующей схеме:
- определение цели и задачи
- выбор подходящих механик
- разработка сценария
- подготовка необходимых материалов и оборудования
- проведения мероприятия
- сбор обратной связи
- анализ результатов
- внесение корректировок в будущие мероприятия.
Квиз от «Команданте» для METRO Cash&Carry
Наше агентство имеет успешный опыт внедрения геймификации в работу с персоналом российского офиса одного из мировых гигантов розничной торговли – немецкой корпорации METRO Cash & Carry. Для нас это был своего рода эксперимент, который оказался успешным.
До того как заказать наши услуги, руководство организовало для сотрудников московского офиса METRO Cash & Carry обучение по темам:
- «Долгосрочная стратегия корпорации»
- «Особенности, тенденции и инновации современной розничной торговли»
- «Маркетинговые технологии»
- «Финансовые показатели».
Нам предложили организовать промежуточный контроль знаний, полученных в ходе тренингов, в форме игры. Вадим Ерохин и Александр Карчевский на основе материалов, по которым велось обучение, а также географии и истории METRO разработали с нуля программу. За основу они взяли стиль нашего популярного продукта – викторины «Квиз». Программа состояла из 9 блоков:
- два тура викторины
- фототур с логотипами
- музыкальный этап и видео раунд с рекламными и любительскими роликами
- анаграммы с корпоративными ценностями
- раунд на обоняние по слогану METRO
- блиц на знание цифр, связанных с историей компании и достижениями.
На создание данного интеллектуального продукта у нас ушло почти три месяца.
Квиз METRO длился около трех часов. Участники проверили прогресс своего обучения и получили заряд положительных эмоций. В результате выполнения этого проекта наше агентство приобрело практический опыт внедрения игровых моделей.
«Инновационные» соревнования
Для улучшения креативного мышления среди сотрудников мы готовы организовать квартальные соревнования. Они проходят в виде квеста. Участники выступают в роли команд космолетов, создающих инновационные проекты для спасения «планеты компании». Игроки соревнуются за призы и признание. В процессе предлагаются идеи, которые будут полезны в профессиональной деятельности.
Тимбилдинг для повышения клиентоориентированности
Цель мероприятия – посредством методов нематериальной мотивации сделать поведение персонала более клиентоориентированным, а также повысить его вовлеченность и усилить коммуникативные компетенции.
Каждый член коллектива выступает в роли героя, стремящегося изменить мир к лучшему. Он придумывает себе никнейм. Герои объединены в команды – миры вселенной «Марвел». Мероприятие состоит из четырех миссий длительностью две недели. Внутри каждой есть задания и метрики для оценки. По завершении каждой миссии как лучшая команда, так и конкретный герой получают призы. Коммуникация между членами команд происходит в группах в WhatsApp. Каждый день обновляются рейтинги.
Чтобы заказать тимбилдинг для сотрудников и внедрить элемент игр для решения рабочих задач, позвоните менеджерам нашего агентства и расскажите о своих пожеланиях и целях. Мы учтем их при создании нового продукта или адаптируем готовые сценарии под вашу организацию. Также рекомендуем обратить внимание на смежные продукты из ассортимента «Команданте»: деловые игры, интеллектуальные программы «Хрустальная сова», «Брейн-ринг», «Где логика?», командообразующие ивенты «Шерлок Холмс», «Код да Винчи», «Игра в кальмара».